Обработка сточных вод на круизных судах
Круизные суда перевозят тысячи пассажиров и членов экипажа, что приводит к значительному образованию сточных вод — до 1000 кубометров в день. Управление сточными водами стало важным аспектом ежедневной работы на судне, поскольку оно должно быть автономным в этом вопросе, находясь вдали от берега длительное время.
Сточные воды на борту круизных судов делятся на два типа: **серые** и **черные**.
- **Серая вода** — это вода из ванных комнат, душей и умывальников, а также вода из камбузов, прачечных и мясных цехов.
- **Черная вода** — это загрязненная вода из туалетов и писсуаров, содержащая человеческие отходы, которые являются инфекционными и представляют экологическую опасность. Она требует особой обработки и хранения на борту или сброса за пределами экологических зон.
Сбор и предварительная обработка черной воды
Черная вода собирается в резервуары через систему циркуляции, разделенную на зоны или палубы. В зависимости от размера судна может быть установлено от 4 до 10 резервуаров для сбора черной воды, которые обычно расположены в технических помещениях для мониторинга и обслуживания персоналом.
Черная вода собирается в резервуары гравитацией или с помощью вакуумной системы, где вакуум создается в резервуарах с помощью вакуумных насосов. Вода проходит через грубые фильтры, которые очищаются ежедневно, чтобы избежать засорения трубопроводов и насосов.
Насосы для отвода сточных вод работают по таймеру или уровню и перекачивают черную воду из резервуаров в фильтры, где удаляются крупные твердые частицы, такие как туалетная бумага и пластик. После фильтрации вода направляется на стадию очистки, а отделенные твердые отходы собираются в специальные резервуары для биошлама.
Процесс очистки
Очищенная черная вода поступает на очистную станцию, известную как **MBR** (Мембранный биореактор), который очищает сточные воды с помощью биологических процессов и мембранной фильтрации.
Первая стадия:
Вода поступает в первую стадию MBR, где аэробные бактерии разлагают органические вещества с помощью подачи воздуха через воздуходувки и диффузоры. Аэробные бактерии разлагают осадок, а обработанная вода проходит через фильтры к следующей стадии.
Вторая стадия:
На второй стадии происходит дополнительное разложение органических веществ и фильтрация воды через межстадийные фильтры (ISF), которые удаляют мелкие примеси. Фильтрат поступает в резервуары, откуда он направляется в мембранные фильтры для окончательной очистки.
Мембраны, используемые в MBR, представляют собой ультрафильтры с порами размером 40 нанометров, которые задерживают микроорганизмы, такие как бактерии и вирусы, но пропускают молекулы чистой воды.
Для предотвращения засорения мембран они промываются чистой водой ежедневно и химически очищаются еженедельно. Очищенная вода, известная как пермеат, может быть дополнительно обработана хлором перед сбросом за борт, если судно находится за пределами экологических зон.
Обслуживание и мониторинг
Для поддержания системы в рабочем состоянии необходимо регулярно проверять параметры системы и проводить очистку фильтров и мембран. Параметры, такие как соотношение фильтрат/осадок, являются ключевыми показателями состояния системы. Для эффективной работы важно также следить за регулярной очисткой шлама и проверять состояние оборудования.
Хотя серая вода из жилых помещений может поступать в систему MBR, не рекомендуется использовать серую воду из камбузов и прачечных, так как содержащиеся в ней моющие средства и масла могут повлиять на работу аэробных бактерий.
Заключение
Управление черными водами на круизных судах — это сложный процесс, требующий тщательного соблюдения процедур, регулярного обслуживания и точной настройки оборудования. Сложность системы может зависеть от размеров судна и объема обрабатываемых вод, что требует особого внимания к поддержке работоспособности системы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий