Как искровая эрозия может повредить главный двигатель судна?
На борту судна используется множество автоматизированных систем для обеспечения эффективной и бесперебойной работы оборудования. Однако несмотря на автоматику, техника может выходить из строя, и это часто происходит из-за недостатка знаний у экипажа о конкретной системе. Поэтому важно корректно устанавливать и обслуживать оборудование, чтобы избежать повреждений.
Что такое искровая эрозия?
Технически, когда два токоносителя из разнородных металлов соприкасаются, искра проходит через точку контакта, вызывая вымывание (эрозию) небольшого количества металла и образование каверн.
На судне разные металлы используются для изготовления винта, корпуса, фундаментных плит, коленвала, подшипников и других компонентов. Ток от системы катодной защиты обычно присутствует в этих частях, что создает условия для искровой эрозии. Даже стальной корпус судна, находящийся в морской воде, может подвергаться коррозии и эрозии из-за протекания малых гальванических токов через анодные области.
Влияние искровой эрозии
Для подавления эффекта гальванической коррозии, особенно в кормовой части судна, где находится винт, используется система катодной защиты с внешним источником тока (ICCP). Вал гребного винта заземляется для обеспечения непрерывности цепи и предотвращения неисправностей.
Когда винт неподвижен, трубка, вал и подшипники находятся в контакте друг с другом, создавая проводимость. Однако, когда судно движется, вращение винта и масляная пленка, образующаяся при смазке, частично изолируют вал электрически. Это также может происходить на хвостовом валу при использовании неметаллического подшипника, который действует как изолятор.
Винт, находящийся в кормовой части судна, является большой металлической поверхностью, которая привлекает защитный катодный ток. При разряде через смазочную пленку возникает дуга, что приводит к искровой эрозии подшипников. Если лубрикационное масло загрязнено морской водой, ситуация ухудшается.
Длительное воздействие этого явления может привести к перегреву подшипников главного двигателя из-за плохой смазки, вызванной кавернами от искровой эрозии. Это может привести к образованию масляного тумана, аварийной остановке двигателя или, в крайнем случае, к взрыву картера.
Причины искровой эрозии
Основные причины проблем, связанных с искровой эрозией на судне:
- Неправильное функционирование или плохая установка заземления вала.
- Неправильная настройка системы катодной защиты.
- Чрезмерное покрытие корпуса судна, которое может усилить гальваническую коррозию вала.
- Изношенные контактные кольца и щетки в заземляющем устройстве.
- Плохой контакт между валом и заземляющим устройством.
Способы предотвращения искровой эрозии
- Рекомендуется использовать два заземляющих устройства для главного двигателя: одно для заземления и другое для подключения вольтметра для измерения разницы потенциалов между валом и корпусом судна.
- Эффект искровой эрозии будет минимальным, если разница потенциалов ниже 50 мВ.
Следование этим рекомендациям и регулярное обслуживание системы поможет минимизировать риски, связанные с искровой эрозией и сохранить оборудование в рабочем состоянии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий