Противопожарные системы с водяным туманом и спринклеры на пассажирских судах
Значение противопожарных систем на судах сложно переоценить. За последние годы смертельные пожары неоднократно уничтожали торговые суда в море, вдали от береговой помощи, нанося огромные убытки судну, грузу и, что самое страшное, приводя к гибели людей.
Теперь представьте себе такую ситуацию на пассажирском судне с тысячами людей на борту — это страшная мысль, поскольку потери могут быть гораздо больше. Именно поэтому на круизных судах жизненно важно наличие эффективных систем пожаротушения как в зонах для пассажиров и экипажа, так и в технических помещениях.
Как и на грузовых судах, наиболее вероятное место возникновения пожара — машинное отделение. Высокая температура работающих механизмов, масляные поверхности и подача воздуха через вентиляторы делают это помещение особенно опасным с точки зрения риска возникновения пожара. Если пожар не остановить на начальной стадии, он может быстро распространиться на другие части судна, что приведет к катастрофическим последствиям.
В связи с этим круизные суда оборудуются несколькими системами пожаротушения. Многие суда оснащены системой водяного тумана, наряду с углекислотной системой (для технических помещений) и спринклерной системой (для зон экипажа и пассажиров). Однако на последних моделях пассажирских судов используется только система водяного тумана для всех зон судна.
В случае пожара в машинном отделении система водяного тумана часто служит основным средством тушения, а углекислотная система используется только в случаях, когда огонь вышел из-под контроля.
Система водяного тумана распыляет воду в виде мелкодисперсного тумана через форсунки, установленные над защищаемым оборудованием или в нужной зоне. Преимущества использования водяного тумана перед традиционной спринклерной системой включают:
- Более широкое покрытие и лучшее распределение воды.
- Лучшая проникновение к очагу возгорания.
- Быстрое охлаждение зоны пожара и окружающих участков.
- Испарение микрокапель в пар, что способствует удушению пожара за счет недостатка кислорода.
- Минимальный риск повреждения оборудования.
- Меньшее потребление воды благодаря уменьшенному размеру капель.
Преимущества водяного тумана перед углекислотной системой:
- Быстрое срабатывание по сравнению с CO2, который требует герметизации помещения и эвакуации персонала.
- Нет риска для жизни при случайном или запланированном срабатывании.
- Система водяного тумана защищает только нужные зоны, в отличие от CO2, который действует на всю область.
- Легкость дозаправки и более низкая стоимость обслуживания по сравнению с CO2.
- Не требует специализированной береговой помощи для обслуживания.
Одной из популярных систем водяного тумана является система Hi-Fog, разработанная компанией Marioff Corporation. Она состоит из двух блоков: основной блок расположен в носовой части судна, вспомогательный — в кормовой.
Основные элементы системы Hi-Fog:
- Система всегда поддерживает давление от 18 до 24 бар с помощью низкодавленного диафрагменного насоса.
- В случае пожара включаются насосы высокого давления, которые могут повысить давление до 140-150 бар.
- В системе предусмотрены секционные клапаны для подачи воды в машинное отделение и жилые зоны.
Жилые зоны на судне обычно обустроены системой спринклеров. В случае пожара система активируется автоматически, чтобы свести ущерб к минимуму. Машинные отделения, в отличие от жилых зон, поддерживаются в «сухом» состоянии, чтобы избежать случайного срабатывания системы из-за высокой температуры.
И водяной туман, и спринклерные системы играют критическую роль в безопасности судна, пассажиров и экипажа. Система водяного тумана превосходит спринклеры по многим параметрам, включая эффективность, меньшее потребление воды, меньшие эксплуатационные расходы и технологические преимущества. По этой причине она становится основным средством пожаротушения на круизных судах, а CO2-системы используются лишь в качестве резервной меры.
На многих старых пассажирских судах также проводится модернизация с установкой системы водяного тумана в дополнение к существующим спринклерным системам. Однако с развитием технологий и возрастающей популярностью систем водяного тумана традиционные спринклерные системы постепенно вытесняются.
Комментариев нет:
Отправить комментарий