понедельник, 23 сентября 2024 г.

 **Как работают круизные лайнеры?**


Круизные лайнеры требуют огромного количества энергии. И неудивительно: они перевозят до 3000 пассажиров и от 500 до 1000 членов экипажа. Большая часть энергии используется для работы кондиционирования воздуха, чтобы обеспечить комфорт пассажиров в каютах и общественных зонах.


Пропульсивная установка, состоящая из гигантских синхронных двигателей и сопутствующего оборудования для контроля скорости и направления, также является крупным потребителем энергии. Передние и кормовые туннельные подруливающие устройства, стабилизаторы, оборудование машинного отделения, кухни, системы освещения и гостиничные потребности требуют значительных энергоресурсов, особенно во время плавания.


Дизель-генераторы


Для удовлетворения этих потребностей круизные лайнеры оснащены несколькими дизель-генераторами. Обычно их от 5 до 6, и их мощность может составлять от 9 до 15 МВт каждый, что примерно в 10 раз превышает мощность генераторов на грузовых судах. Эти генераторы расположены в отдельных отсеках машинного отделения, известных как генераторные помещения (DG rooms). Большинство современных пассажирских судов имеют два таких отсека — в носовой и кормовой частях, разделённые водонепроницаемой переборкой для повышения безопасности.


Каждое генераторное помещение имеет свои системы подачи воздуха, топлива, смазки и охлаждающей воды для обеспечения безопасности и дублирования в случае аварий, таких как пожар или затопление.


### Распределение электроэнергии


Генераторы вырабатывают трёхфазную электроэнергию с напряжением обычно 6,6 кВ или 11 кВ, которая поступает на главную шину высокого напряжения (HV). Различные системы корабля требуют разного напряжения: например, кондиционеры, двигатели и подруливающие устройства потребляют больше тока и получают питание от HV-шины.


Пропульсивные электродвигатели (PEMs) на круизных лайнерах являются частью дизель-электрической системы и требуют переменной скорости и крутящего момента. Управление скоростью и направлением достигается с помощью тиристоров, которые изменяют последовательность фаз питания.


### Автономная работа и аварийное энергоснабжение


Для работы в условиях отключения основного питания на борту имеются вспомогательные дизель-генераторы, которые могут запуститься автоматически в случае аварийного отключения электроэнергии. Кроме того, существует аварийный генератор, который, согласно требованиям SOLAS, должен обеспечивать критически важные системы (освещение, навигация, пожаротушение) в течение как минимум 36 часов.


### Преимущества дизель-электрической пропульсивной системы


Многие круизные суда используют дизель-электрическую систему пропульсии (DE). Она имеет ряд преимуществ перед традиционной системой с главным двигателем:

1. **Гибкость планировки машинного отделения**: Нет необходимости в установке огромного двухтактного двигателя, что экономит пространство.

2. **Разнообразие нагрузок**: Один источник электроэнергии может обслуживать все нужды корабля, что исключает необходимость в дополнительных генераторах.

3. **Высокая надёжность**: Два независимых PEM обеспечивают резервирование — при отказе одного из них другой сможет работать с пониженной мощностью.

4. **Экономичность на частичных нагрузках**: В отличие от традиционных двигателей, дизель-электрическая система позволяет экономить топливо на малых оборотах.

5. **Лёгкость управления**: Электронное управление скоростью и направлением значительно проще и быстрее по сравнению с механическими системами.

6. **Низкий уровень шума и вибрации**: Это особенно важно для комфорта пассажиров.

7. **Контроль выбросов**: Благодаря высокой эффективности генераторов и оптимизированной работе выбросы значительно ниже.


### Подруливающие системы AZIPOD


Одной из современных технологий является использование азимутальных подруливающих устройств (AZIPOD), разработанных ABB в 1980-х годах. AZIPOD позволяет вращать гребные винты на 360 градусов, что улучшает маневренность судна и устраняет необходимость в рулях и кормовых подруливающих устройствах. Эта технология позволяет также экономить место на борту, увеличивая полезную площадь для пассажиров.


### Заключение


Таким образом, круизные лайнеры используют передовые дизель-электрические пропульсивные системы, которые обеспечивают гибкость, эффективность и надёжность. Эти системы помогают снижать эксплуатационные расходы, повышать комфорт пассажиров и минимизировать воздействие на окружающую среду.

Комментариев нет:

Отправить комментарий