понедельник, 23 сентября 2024 г.

 Типы клапанов, используемых на судах: Задвижка – Часть 1


На судах в трубопроводах и системах машинного отделения используется большое количество различных клапанов в зависимости от того, как необходимо регулировать поток жидкости. Все клапаны на судах выполняют основную функцию — регулирование потока жидкости в трубопроводах. 


Хотя клапаны могут снижать общую эффективность системы за счет уменьшения энергии потока, их использование обязательно в тех случаях, когда необходимо ограничить поток. Для морских инженеров крайне важно разбираться в конструкции и принципах работы различных типов клапанов.


В этой первой статье серии "Типы клапанов на судах" мы рассмотрим один из самых важных и распространённых клапанов на борту — задвижку.


### Задвижка


Задвижка является одним из наиболее распространённых и простых по конструкции клапанов, используемых на судах. Как следует из названия, задвижка включает в себя механизм под названием «шибер» или «диск клапана», который выполняет основную функцию — регулирует поток жидкости. Однако стоит отметить, что задвижка может работать только в полностью закрытом или полностью открытом состоянии, что делает её неподходящей для частично открытого режима работы. 


Задвижка обеспечивает полный проход потока без изменения направления, но не подходит для регулирования потока.


### Конструкция


Основные части задвижки включают:

- Корпус

- Шпиндель

- Шибер (диск)

- Седло клапана

- Приводное колесо


### Принцип работы


Принцип работы задвижки довольно прост и не включает сложных механизмов. Приводное колесо соединено со шпинделем, который вращается для перемещения шибера перпендикулярно к потоку жидкости. Винтовая передача шпинделя взаимодействует с гайкой, и при вращении колесо поднимает или опускает шибер, открывая или закрывая поток через круглые отверстия, снабжённые седлами. 


Седла и сам клапан могут быть либо сужающимися, либо параллельными с обеих сторон.


### Виды


Задвижки классифицируются в зависимости от типа работы стержня и конструкции стебля. Существует два основных типа:

1. **Задвижка с поднимающимся стержнем**  

   У этого типа стержень имеет резьбу, которая взаимодействует с резьбой внутри крышки или хомута. Когда клапан открыт, стержень поднимается над приводом, открывая шибер.

   

2. **Задвижка с неподвижным стержнем**  

   В этой конструкции стебель неподвижен, и шибер перемещается вверх и вниз, не поднимая сам стебель.


### Важные моменты


- **Износ**: Так как шибер работает непосредственно против потока жидкости, его металлическая поверхность подвержена износу, что может привести к утечкам.

- **Уплотнение**: Для предотвращения утечек жидкости через зазор вокруг шпинделя используется набивка сальника. С течением времени набивка изнашивается и требует регулярной замены.

- **Седло клапана**: Седло клапана также подвержено износу и должно проверяться на наличие зазоров при регулярном техническом обслуживании.


### Применение


Задвижки используются в тех системах, где требуется минимальная потеря давления, а также в приложениях с двунаправленным потоком.


### Материал


Корпус и крышка клапана обычно изготавливаются из чугуна.


Комментариев нет:

Отправить комментарий