Ролловер в танкерах для перевозки газа: что это такое?
На судах, перевозящих газ, возможно хранение газового груза с различными свойствами в одном и том же танке, если это одобрено соответствующими органами. Это делается для того, чтобы судовладельцы могли сократить затраты на транспортировку и увеличить прибыль, доставляя разные грузы на одном судне.
Однако перевозка газовых грузов требует повышенной осторожности из-за множества связанных с этим рисков. Одной из таких опасных ситуаций является явление, называемое "ролловер".
### Что такое ролловер?
Ролловер — это процесс самопроизвольного смешивания однотипных или различных газовых грузов, вызванный изменением плотности верхнего и нижнего слоев жидкости в танке. Это происходит из-за выкипания более лёгких фракций газа, что приводит к увеличению плотности жидкого слоя, расположенного ближе к поверхности, по сравнению с нижним слоем. При этом развивается стратификация, и неустойчивое состояние разрешается внезапным смешением, называемым ролловером.
### Как это происходит?
Представим ситуацию, когда в одном танке сжиженного природного газа (СПГ) загружаются два разных груза с различной плотностью, но без перемешивания. В этом случае происходит слоение, и из-за разницы в плотности или высокой концентрации азота в газе возникает нестабильность между слоями. При удалении испаряющегося газа нижний слой может стать менее плотным, чем верхний, что вызывает повышение плотности верхнего слоя из-за испарения, а также снижение температуры. Это создает неустойчивое состояние, которое приводит к резкому смешению газов, то есть к ролловеру.
### Причины ролловера:
- Разница в температуре внутри жидкого груза.
- Долгое хранение груза без циркуляции.
- Хранение схожих или совместимых грузов в одном танке.
- Возврат конденсата из нескольких танков в один.
### Последствия ролловера:
- Увеличение скорости выкипания газа до 10 раз больше обычной.
- Резкое повышение давления в танке.
- Срабатывание предохранительного клапана танка из-за избыточного давления.
### Меры по предотвращению ролловера:
- Хранение грузов с различной плотностью в отдельных танках.
- Использование оборудования, такого как форсунки (аналогичные используемым на береговых танках), для обеспечения перемешивания.
- Избегание длительных остановок процесса загрузки танков.
- Постоянный мониторинг скорости выкипания газа.
Ролловер может происходить как в танках на берегу, так и в судовых танках, однако риск возникновения этого явления выше в танках на судах из-за их размеров и возможности хранения разных грузов в одном танке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий