среда, 25 сентября 2024 г.

 Ролловер в танкерах для перевозки газа: что это такое?


На судах, перевозящих газ, возможно хранение газового груза с различными свойствами в одном и том же танке, если это одобрено соответствующими органами. Это делается для того, чтобы судовладельцы могли сократить затраты на транспортировку и увеличить прибыль, доставляя разные грузы на одном судне. 


Однако перевозка газовых грузов требует повышенной осторожности из-за множества связанных с этим рисков. Одной из таких опасных ситуаций является явление, называемое "ролловер".


### Что такое ролловер?


Ролловер — это процесс самопроизвольного смешивания однотипных или различных газовых грузов, вызванный изменением плотности верхнего и нижнего слоев жидкости в танке. Это происходит из-за выкипания более лёгких фракций газа, что приводит к увеличению плотности жидкого слоя, расположенного ближе к поверхности, по сравнению с нижним слоем. При этом развивается стратификация, и неустойчивое состояние разрешается внезапным смешением, называемым ролловером.


### Как это происходит?


Представим ситуацию, когда в одном танке сжиженного природного газа (СПГ) загружаются два разных груза с различной плотностью, но без перемешивания. В этом случае происходит слоение, и из-за разницы в плотности или высокой концентрации азота в газе возникает нестабильность между слоями. При удалении испаряющегося газа нижний слой может стать менее плотным, чем верхний, что вызывает повышение плотности верхнего слоя из-за испарения, а также снижение температуры. Это создает неустойчивое состояние, которое приводит к резкому смешению газов, то есть к ролловеру.


### Причины ролловера:


- Разница в температуре внутри жидкого груза.

- Долгое хранение груза без циркуляции.

- Хранение схожих или совместимых грузов в одном танке.

- Возврат конденсата из нескольких танков в один.


### Последствия ролловера:


- Увеличение скорости выкипания газа до 10 раз больше обычной.

- Резкое повышение давления в танке.

- Срабатывание предохранительного клапана танка из-за избыточного давления.


### Меры по предотвращению ролловера:


- Хранение грузов с различной плотностью в отдельных танках.

- Использование оборудования, такого как форсунки (аналогичные используемым на береговых танках), для обеспечения перемешивания.

- Избегание длительных остановок процесса загрузки танков.

- Постоянный мониторинг скорости выкипания газа.


Ролловер может происходить как в танках на берегу, так и в судовых танках, однако риск возникновения этого явления выше в танках на судах из-за их размеров и возможности хранения разных грузов в одном танке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий